Версия для слабовидящих

Пушкинская карта

Уважаемые посетители, учащиеся и родители! МБУ ДО "Детская школа искусств № 7 им. Г.М. Балаева" присоединилась к программе "Пушкинская карта".

Публичная оферта

Отдать ребенка в музыкальную школу: как, зачем и что может получиться?

Зачем ребенку заниматься музыкой, если он никогда не станет музыкантом? Именно такие вопросы чаще всего задают родители, когда слышат о музыкальной школе. О том, в чем преимущество занятий в музыкальной школе, зачем оно тем, у кого нет музыкального таланта, а также о том, как влияет музыка на формирование личности «Городской репортер» побеседовал с преподавателями ДШИ № 7 им. Г. М. Балаева.

Хочу отдать своего ребенка в музыкальную школу. Это же ему не повредит?

Музыкальное воспитание не только знакомит человека с музыкальным искусством и прививает любовь к самой музыке, но и всесторонне развивает. К тому же музыка учит сохранять естественную чуткость.

На эту тему прекрасно выразилась профессор СПБГУ, Татьяна Черниговская:
"Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали,- какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее — это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе, в некотором смысле это инвестиция в свою старость. Если голову тренировать с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью».

А все дети могут учиться музыке, или есть какие то ограничения?

Учиться музыке могут все дети. Правильное обучение как раз способствует развитию способностей ребенка: слуха, ритмической организованности, эмоциональности, координации. Важен индивидуальный подход, у каждого ребенка своя траектория развития, главное, чтобы ребенок с любыми начальными музыкальными данными получал радость от занятий и развивался.

С какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?

Приобщать к музыке нужно как можно раньше, а учить игре на музыкальном инструменте можно начинать, когда ребенок адаптирован к обучению. Это очень зависит от общего развития ребенка, от его темперамента и внимания, от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке. В ДШИ принимаются дети с 6 лет.

Все дети индивидуальны, поэтом перед началом занятий желательно сделать реальную оценку общего развития малыша, и мы не говорим сейчас конкретно о музыкальных способностях. Важны такие критерии как время концентрации на одном предмете, способность слушать другого человека, воспринимать новую информацию, основные интересы, уровень социальной активности, количество времени, которое взрослые занимаются с ребенком, физическое развитие и состояние здоровья.

Что мне нужно знать о своем ребенке, чтобы понять: да, нам надо в музыкальную школу?

Родители должны знать в первую очередь о себе, определить свои возможности, отдавая ребенка в школу — затраты времени, организация режима, помощь в занятиях дома.

Музыкальная школа — это работа с душой ребенка, родителей и педагога. Если родителей не интересует путь ребенка в мире музыки — трудно будет всем. Важно и желание ребенка заниматься, а способности определят профессионалы. Считаю, что для общего развития музыкой нужно заниматься всем детям.

Какие музыкальные навыки у совсем маленьких детей надо развивать в первую очередь?

Ритм. Ритм — это основа всего. Первый учитель музыки ребенка — это мама, она поет ему, хлопает, дает основы ритмики.

Знание нот, сольфеджио, теория музыки, т. е. музыкальный язык, помогут одаренному ребенку легче и более творчески существовать в мире музыки, возможно, создавать новое, развиваться профессионально.

Для занятий в музыкальной школе нужно время. Остается ли у ребенка тяга к учебе в музыкальной школе?

Остается, но как показывает опыт, все зависит от педагога. Если педагог смог заинтересовать, ребенку интересно, — он будет стремиться на занятия, жертвовать какими-то другими видами деятельности, теми же компьютерными играми. Важно и то, как к занятиям ребенка относятся в семье.

К предметам в музыкальной школе стоит относиться также, как и в предметам в общеобразовательной, формировать ответственное отношение. Если надоела математика, нельзя же просто взять и перестать ходить на уроки? Хотя все, конечно, зависит от конкретной ситуации.

Мы совместно с педагогами и родителями всегда стараемся найти причины нежелания учиться, стараемся найти новые подходы, увлечь, заинтересовать. Посмотреть на проблему с другой стороны. Иногда ребенку просто нужно дать передышку на отдых, сменить вид деятельности. Благо, программы ДШИ позволяют найти варианты.

А что влияет на сохранение интереса к занятиям в музыкальной школе?

Влияет множество факторов: обстановка в семье, перегрузка школьной программы и, соответственно, ухудшение успеваемости, появление новых интересов, не связанных с музыкой, иногда даже имеет значение мнение друзей.

Важны и качества педагога-музыканта, работающего с ребенком. Это высокий профессионализм и увлеченность музыкой, любовь к детям, выдержка и терпение, знание психологии ребенка и умение понять, артистизм и креативность и еще много других, не менее важным качеств. В молодых педагогах меньше жесткости, они более непосредственны, эмоциональны. К тому же многие молодые преподаватели параллельно занимаются исполнительской деятельностью, а это только плюс. Они полны сил, стремления достичь всего и сразу, владеют более современными методиками и технологиями, амбициозны. Быстрее находят общий язык с детьми, владеют современными гаджетами, могут изъясняться на сленге. Дети их любят.

Да, но пианино мы своему чаду не купим. Как насчет синтезатора?

Это не проблема абсолютно, потому что если родители купили синтезатор, это уже говорит о том, что они чего-то хотят, а это – уже хорошо.

Но для того, чтобы стать профессиональным пианистом — нужен живой инструмент. Фортепиано — это душа, пианист вкладывает, инструмент отдает.

Если говорить о пианистах, объясняем, что синтезатор — совершенно другой инструмент, на котором трудно выработать правильные игровые движения, научиться педализации. Любой электронный инструмент имеет совершенно другую природу звукообразования, поэтому на нем невозможна качественная работа над звуком, динамиков. Ограничены фактурные возможности. Если домашняя работа проходит на синтезаторе, ученику трудно перестраиваться на уроке, и тем более, на сцене. Это очень влияет на продвижение ученика и его мотивацию.

«Городской репортер» 

Произведения Георгия Михайловича Балаева!

Песня о Ростове

В добрый час - Оркестр

Танго для скрипки - Оркестр Ю. Силантьева

Поиск